Телефон

Что такое аутстаффинг - плюсы и минусы аутстаффинга персонала

С каждым годом все сильнее растет спрос на аутстаффинговые услуги - это происходит по известным и довольно предсказуемым причинам. Рынок труда активно меняется, появляются новые возможности, условия, но также и ограничения для работодателей и соискателей. Сегодня у многих компаний появляется большая потребность в экономии своих ресурсов из-за нестабильной ситуации в экономике. Предприниматели хотят сэкономить рабочее время, бюджет организации, а также административные ресурсы, которые необходимы для решения профильных задач. Аутстаффинг, как ничто другое, может помочь владельцу бизнеса сэкономить на налоговых издержках, содержании штатных кадров, а также других постоянных расходах компании.

В настоящее время компании часто отказываются от «традиционных» методов управления кадрами в пользу новых HR-технологий. Однако лишь немногим знаком этот термин и известна суть того, что эта кадровая технология представляет на самом деле. В этой статье мы рассмотрим, что представляет собой услуги аутстаффинга, как работают, какие преимущества имеют?

Понятие «аутстаффинг»


Аутстаффинг (от английского outstaffing вывод персонала за штат) - это внедрение сотрудников персонала из штата работодателя в штат специализированного кадрового агентства путем их увольнения и заключения нового трудового договора уже с аутстаффером. В таком случае часть сотрудников работает в одном месте, а трудоустроена в другом. Подобная технология эффективна для сохранения узких специалистов с высокой квалификацией при невозможности расширения штата.


Аутстаффер, как официальный работодатель, берет на себя ответственность за исполнение трудового законодательства: перечисление зарплаты сотрудникам, уплату налогов и взносов, обеспечение социального пакета. Оплата услуг выведенного за штат специалиста происходит через компанию, которая отдала сотрудника «в аренду» - заказчик платит фиксированную сумму за каждую внештатную кадровую единицу.
Персонал на аутстаффе работает как штатные сотрудники, выполняя свои профессиональные обязанности. При этом обычно сохраняется привычное рабочее место, зарплата и другие условия, но без юридических сложностей и рисков.


Аутстаффинговые услуги давно популярны за рубежом, где за штат уверенно выводятся такие специалисты, как: 

  • Секретари; 
  • Бухгалтеры; 
  • IT-специалисты; 
  • Аналитики; 
  • Маркетологи.

Цели и задачи аутстаффинга

  1. Оптимизация бюджета предприятия, а также эффективное управление кадровым составом при отсутствии административных ресурсов в отделе по работе с персоналом;
  2. Реорганизация и упрощение кадрового состава, а также снижение юридических рисков, связанных с работниками;
  3. Уменьшение нагрузки на отдел кадров, а также бухгалтерию путем передачи документооборота аутстафферу;
  4. Сведение к минимуму рисков различных страховых случаев, требующих расследования и предполагающих ответственность для работодателя;
  5. Обеспечение гибкого управления кадрами для регулирования численности штата в зависимости от реальных объемов работы.

Этапы работы аутстаффинга


Принцип работы компании, оказывающей услуги аутстаффинга, заключается в оформлении договора услуг, к которому прикладываются списки выводимых сотрудников с их персональными данными, трудовыми функциями, а также описанием условий сотрудничества. Сотрудники оформляются в штат аутстаффинговой компании и могут перейти на работу в другую компанию в случае закрытия привычного места работы в рамках нового договора. Компания-аутстаффер становится формальным работодателем для сотрудников компании-заказчика и берет на себя полную юридическую и профессиональную ответственность по всем вопросам.


Добросовестный HR-провайдер ежемесячно перечисляет налоги и взносы, определенные российским трудовым законодательством. В установленные сроки провайдер также передает заказчику отчеты о проделанной работе, где выставляется общий счет с учетом заработной платы сотрудников, уплаченных налогов и других расходов.

Виды услуг на аутстаффинге

  1. Кадровое сопровождение, в которое входит подбор и управление персоналом, полный документооборот;
  2. Бухгалтерские услуги, включающие бухгалтерский учет, аудит и различные взаиморасчеты с выведенным за штат персоналом;
  3. Консультационные услуги, в которые входят профессиональные рекомендации, обучение управлению персоналом, а также ведение бизнес-процессов компании-заказчика;
  4. Юридические услуги, включающие правовое сопровождение деятельности предприятия и сопровождение по всем вопросам в рамках действующего трудового законодательства.

Юридические особенности аутстаффинга


Отношения между аутстаффером и компанией-заказчиком, которой нужен вывод за штат, оформляются через отдельный трудовой договор о предоставлении персонала. После его оформления принимающее кадровое агентство отправит «арендуемых» сотрудников для выполнения различных функций компании-получателя услуги. Для предоставляемых сотрудников ведется кадровый и бухгалтерский учет, строго в рамках российского законодательства по тому же трудовому договору срочного или бессрочного вида. Вид договора напрямую зависит от того, насколько сотрудник проявит себя в работе: если он ценный для компании специалист, имеет узкую квалификацию и большой опыт, то велика вероятность, что он постоянно будет обеспечен работой. Сотрудничество может продолжаться в рамках этого договора или нового документа на другом объекте уже для другого заказчика.


Все условия, на которых сотрудник принимается в штат, исходят от аутстаффера. Он устанавливает оплату труда, при этом ее размер не может быть меньше зарплаты штатного персонала на аналогичной должности. Премии, пособия, оплату больничных и отпускных также перечисляет аутстаффинговое агентство.

Налоговая сторона аутстаффинга

При аутстаффинге уплата налогов представляет собой законную схему и является механизмом оптимизации расходов компании. Заказчик платит аутстаффинговому агентству, где числится сотрудник, определенную сумму за каждого работника. Сумма налогов при этом включается в расходы, которые несет компания-заказчик при заключении договора с аутстаффером.


Сделка между компанией-заказчиком и HR-провайдером может быть зафиксирована налоговыми органами. Причиной этого может стать очевидная связь сторон договора они не должны быть взаимосвязанными или аффинированными лицами, иметь общих учредителей или обслуживаться в одном банке, быть зарегистрированных по одному адресу. Допускать этого настоятельно не рекомендуется, так как подобные условия в договоре сразу вызывают интерес надзорных органов.

В каких случаях необходим аутстаффинг


Использование аутстаффинговой модели управления кадрами подходит в следующих случаях:

 

  1. Когда цель компании в сокращении административных издержек;
  2. Когда необходимо решение проблемы с сохранением УСН или при других ограничениях на расширение штата;
  3. Когда компания стремится оптимизировать трудовые отношения с персоналом, задействованным в отдельных проектах;
  4. Когда компании требуется определенный класс работников для решения конкретных задач, например: 
  • Менеджеры по подбору персонала; 
  • Сотрудники по маркетингу и рекламе; 
  • Заместители генерального и исполнительного директора; 
  • Бухгалтеры и финансовые директора; 
  • Консультанты вне штата предприятия, влияющие на развитие бизнеса и принятие решений в компании; 
  • Лица, совмещающие разные должности.

Как подобрать персонал в штат


Нет определенных ограничений, каких сотрудников можно выводить за штат, а каких нет, поэтому для оценки его целесообразности можно выделить такие категории работников: 

 

  • Линейные специалисты, составляющие основной рабочий штат компании, которая занимается разработкой продукции или оказанием услуг; 
  • Временный штат специалистов, где нанимаются необходимые на короткий срок работники без выплаты им выходного пособия и без гарантий на будущее; 
  • Иностранные специалисты, требующиеся в компанию в частных случаях. Процесс приема на работу таких кадров зачастую юридически сложен, но тогда все проблемы с документацией, перейдут на компанию-аутстаффера;
  • Введение в штат узконаправленного специалиста. Максимальная численность штатных работников при этом будет оставаться постоянной и не зависеть от всех специалистов, работающих на предприятии

Как компании начать свою деятельность в сфере аутстаффинга


Далеко не все компании могут предоставить аутстаффинговые услуги, так как для этого требуется соответствие определенным критериям. Право выводить персонал за штат получают только частные агентства занятости, которые уже прошли определенные государственные проверки и получили действующую лицензию. Для того чтобы пройти аккредитацию нужно соблюдать ряд правил, которые касаются размера уставного капитала, образования и опыта работы генерального директора, а также некоторых других профессиональных и юридических особенностей.

Где и как заказать услуги аутстаффинга


Это можно сделать, найдя проверенную компанию с некоторым количеством положительных отзывов от клиентов и опытом работы на рынке труда. Не стоит доверяться малоизвестным компаниям, так как велика вероятность наткнуться на недобросовестных исполнителей и даже мошенников.

Преимущества аутстаффинга

 

  • Экономия финансовых ресурсов на поиск и подбор персонала; 
  • Экономия времени отдела кадров для поиска нужного специалиста; 
  • Снижение налогов и других расходов на содержание большого штата; 
  • Возможность привлечения неограниченного числа персонала с сохранением налоговых льгот и УСН, то есть наем сотрудников без роста формальной численности работников;
  • Повышение гибкости менеджмента персонала, так как задачи распределяются исходя из реального объема работы; 
  • Возможность привлечь большее количество высококвалифицированных специалистов с необходимыми навыками для работы над определенной задачей; 
  • Отсутствие обязательств у компании-заказчика по трудовым спорам, страховым случаям и прочим непредвиденным ситуациям, что является надежным способом сохранения репутации компании.
  • Для работника на аутстаффинге это также море возможностей: карьерный рост, переход в новый штат, а также снижение шансов столкнуться с нарушением трудовых прав.

Недостатки аутстаффинга

 

  • Наличие нелицензированных компаний-однодневок и высокая вероятность того, что схема аутстафинга будет раскрыта госорганами; 
  • Возможные проблемы в коммуникации между компанией и сотрудником; 
  • Существенное замедление скорости выполнения работы, когда вся коммуникация с сотрудником идет через компанию-аутстаффера; 
  • Отсутствие мотивации у внештатных сотрудников, высокий риск профессионального выгорания персонала;
  • Для сотрудников также будет минусом отсутствие постоянной стабильности, особенно в случаях, когда специалист со временем становится менее востребован из-за отсутствия постоянного профессионального развития.

Отличия аутстаффинга и аутсорсинга


Аутстаффинг и аутсорсинг ошибочно часто путают между собой, принимая одну технику управления кадрами за другую или считая их равноценными понятиями. Данные услуги похожи между собой и направлены на то, чтобы более рационально использовать кадровые ресурсы, минимизировать расходы на персонал и налоги. Однако аутстаффинг - это привлечение в свою компанию сторонних специалистов или сотрудников юридической компании, а аутсорсинг - это передача компании-заказчику определенных функций и бизнес-процессов предприятия.

Услуги аутстаффинга в России


На данный момент для России услуги аустаффинга кажутся довольно нетрадиционным способом управления кадрами. Однако российская экономика развивается, а законодательство постепенно стремится исправить эту ситуацию, так как сравнительно недавно появилась возможность для развития новой системы найма работников.


История российского рынка аутстаффинга берет начало в 2016 году. Доля персонала на аутстаффе растет каждый год, уверенно конкурируя с оформлением в постоянный штат. По этой причине по оценкам экспертов в скором времени к аутстаффингу будут часто прибегать как средние, так и небольшие компании. Предприниматели, которые только начинают свой бизнес, но фактически работают на многих проектах в разных организациях, получат возможность для быстрого роста и развития. Среди них будут и те, к чьим услугам мы обращаемся каждый день, заходя в интернет.

Подведем итоги


Потенциал для развития аустаффинга в России остается довольно большим, хотя за рубежом данные услуги куда известнее и популярнее. Услуга аутстаффинга имеет как множество плюсов, так и минусов, однако за ним большое будущее на рынке труда.


Если компания переживает кризис и не хочет, чтобы это отразилось на репутации компании и качестве работы сотрудников, то аутстаффинг может рассматриваться как эффективный инструмент для реорганизации кадров. Он может стать решением многих финансовых и кадровых проблем компании, вынужденной столкнуться с теми трудностями, которые нередко кажутся безысходными и неисправимыми. Вывод персонала за штат - надежный способ развиваться и осваивать новые сферы бизнеса, а также уверенно сохранять в штате персонал с высокой квалификацией.